Hyper V версия 3

О новом Hyper V 3 можно говорить уже как о продукте, готовом конкурировать с основными игроками рынка VMware vSphere и Citrix Xenserver. Разработчики заложили в третью версию богатый функционал, с которым теперь придется разбираться администраторам со всего мира. Продукт только только поступил в открытую продажу, только только начались его испытания в реальных условиях, наверняка, вскроется много багов, которые будут исправляться в сервис паках. Давайте пройдемся по основному функционалу Hyper V 3.

У Microsoft есть постер, рассказывающий о возможностях Hyper V 3, который входит в состав Windows server 2012. Для удобства восприятия, я порезал его на части. Все картинки кликабельны.

Hyper V 3 функционал

 

репликация

 

Что из себя представляет репликация в Hyper V 3, который входит в состав Windows server 2012. У вас на одном сервере (Primary Server) запущена виртуальная машина, для нее вы можете включить репликацию на другой сервер (Replica Server), в итоге, у вас на нем появится выключенная виртуальная машина, реплика основной.Репликация происходит по сети, причем можно настроить, через какую именно сеть будет проходить трафик. Репликация в Hyper-V всегда асинхронная, это значит, что реплика виртуальной машины всегда будет отставать по времени от основной. Как выглядит настройка репликации читаем тут.

Чтобы настроить репликацию необходимо на одном из серверов включить настройку, чтобы он смог принимать реплики виртуальных машин с одного или нескольких основных серверов. Для безопасности передаваемых данных, содержащихся в реплике, можно включить аутентификацию на базе сертификатов между реплика сервером и основным сервером. Реплики виртуальных машин не обязательно хранить на локальных дисках Replica server, как и при создании обычной виртуальной машины можно использовать общее хранилище.
Максимальное количество реплик для одной виртуальной машины 15, реплики сохраняются автоматически каждый час, но не подумайте, что репликация включается раз в час и гонит все изменившиеся данные, данные передаются от основной виртуальной машины к реплике с интервалом в несколько минут (а сохранение происходит каждый час). Чтобы получить консистентные резервные копии баз данных в настройках репликации можно активировать переодичность VSS Snapshot Replication.
Репликация может защитить вас от сиеминутного сбоя. Представьте ситуацию, когда у вас внутри виртуальной машины ломается база данных вечером, а замечаете вы это только утром. Репликация успешно делалась всю ночь и у вас есть 15 реплик виртуальной машины с одной и той же ошибкой. Репликация никак не является заменой резервному копированию. 

cеть

В Windows server 2012 появилась возможность объединять несколько сетевых карт в одну виртуальную (NIC Teaming), данная функция поможет избежать обрыва связи в случае выхода из строя сетевого адаптера или сетевого коммутатора (при условии подключения по отказоустойчивой схеме) 

Некоторые операции в виртуальной среде, такие как минрация виртуальных машин или репликация, могут вызывать значительные нагрузки на сеть, чтобы другие виртуальные машины не испытывали недостатка в пропускной способности канала, в Hyper V есть система лимитов на определенные службы.

 

Single ROOT I/O Virtualization позволяет подключать физические устройства сервера напрямую к виртуальным машинам, минуя гипервизор. Это позволяет повысить скорость работы ведь ВМ работает непосредственно с устройством.

виртуальный switch

Судя по выступлениям представителей Microsoft, в компании очень гордятся виртуальным коммутатором, который используется в Hyper. Он представляет собой программный управляемый switch второго уровня. В отличии от Windows 2008 здесь вы можете полноценно управлять траффиком и снимать показатели мониторинга, что позволяет, например, настроить Firewall между виртуальными машинами. 

миграция

Перенос виртуальных машин без выключения с одного физического сервера на другой раньше был доступен только если файлы виртуальных машин находились на общей системе хранения данных. В Hyper V 3 можно выполнять живую миграцию без СХД. Миграция доступна без создания отказоустойчивого кластера и без установки Virtual Machine Manager. О других нюансах данной функции читаем здесь.

Миграция файлов виртуальных машин между общими хранилищами или дисками разных серверов работает в безкластерной архитектуре.

В Windows server 2012 появилась интересная возможность, создавать общее хранилище данных для виртуальных машин на базе SMB ver 2.2 (Server Message Block). Причем это может быть просто одиночное хранилище или отказоустойчивое кластерное решение с синхронной репликацией. В любом случае, следуя логике Microsoft, можно попытаться отказаться от решений других вендоров.

Ну и конечно, работает живая миграция в рамках отказоустойчивого кластера (Failover Cluster)

Fibre Channel

Fibre Channel в виртуальной машине, позволяет создать виртуальный FC HBA адаптер в виртуальной машине, чтобы получить доступ к LUN непосредственно из виртуальной машины минуя как бы минуя гипервизор. Это может быть полезно, например, для настройки программных кластеров некоторых программ и для улучшения скорости работы с файловой системой. Так же данная технология поддерживает функцию Multipathing внутри виртуальной машины.   

хранение данных

В Windows server 2012 разработчики из Microsoft улучшили виртуальный жесткий диск, теперь он называется VHDX. Вот некоторые характеристики, поддержка размера до 64Тб, появилось журналирование (ведение логов) это может спасти данные при внезапном выключении ВМ, поддержка разных размеров блоков и на мой взгляд самое главное, можно подключать (монтировать) данный диск в Windows server 2012 двойным кликом мыши, после чего мы получаем доступ к файлам на этом VHDX диске без всяких конвертеров. 

SMB 2.2

 

Кластер

Настройка отказоустойчивого кластера из Hyper V серверов для виртуальных машин интересная тема, которая требует отдельного разговора. Если описывать ее кратко, то в Windows server 2012 есть функции кластера для многих  служб, в том числе и для Hyper V. После включения последней с помощь специального мастера из доступных хостов Hyper V можно собрать отказоустойчивый кластер. Он будет иметь немного другой интерфейс управления и немного расширенные функции (сейчас речь не про Virtual Machine Manager). При использовании общего хранилища можно настроить автоматический перезапуск виртуальных машин, если выходит из строя сервер Hyper V, на котором она была запущена. На общем хранилище при работе Failover Cluster будет использоваться кластерная операционная система CSVFS (Clusterd Shared Volume File System)

15

16