Техническое задание является неотъемлемой частью любого проекта VDI. Проблема состоит в том, что написать полноценное техническое задание, не обладая экспертными знаниями в VDI и смежных областях невозможно. Поэтому заказчики, которые решили внедрять у себя виртуальные рабочие столы, зачастую разрабатывают бедные по наполнению документы ТЗ. Исполнителю начинать внедрение проекта, основываясь на требования таких технических заданий, очень рискованно в финансовом отношении.
Плохими по наполнению техническими заданиями страдает подавляющее большинство компаний, от мелких до крупных. У мелких ТЗ выглядит как пара страниц текста с общим посылом «Хотим VDI», у крупных это коряво переделанный ГОСТ 34.602-89, который мало кто дочитывает до конца. Но недавно, у крупного заказчика мне попался талантливо переработанный из ГОСТ 34.602-89 шаблон технического задания на автоматизированную систему. Он универсален, в каждом пункте есть объяснение по заполнению и набор общих фраз, подходящих для всех АС. Этот шаблон при должном умении переделывается в техническое задание на проект VDI любой сложности.
На сайте выложить сам шаблон целиком не представляется возможным, он является внутренним у заказчика. Но можно перечислить и разобрать подробно параграфы документа.
Каким должно быть ТЗ?
По опыту предыдущих внедрений проектов VDI, необходимо максимально подробное описание требований к будущей системе. Это позволит избежать спорных (патовых) моментов во время проектирования, внедрения и поддержки. Исполнителю, на этапе подачи ТКП, подробное ТЗ позволит максимально точно рассчитать стоимость внедрения.
Техническое задание на создание системы виртуальных рабочих столов (VDI), помимо общей информации, должно обязательно содержать разделы, описанные ниже в этой статье.
Техническое задание должно:
- объяснять Исполнителю весь перечень услуг, которые от него хочет получить Заказчик. Если говорить про проект VDI, то это четыре основные статьи лицензии, оборудование, работы по внедрению и поддержка. Всё вписывается в ТЗ через требования к системе без необходимости вставлять спецификации.
- хорошее техническое задание Исполнитель легко сможет переделать в технико-коммерческое предложение, соответствующее требованиям Заказчика.
- хорошее техническое задание является исходником договора между Заказчиком и Исполнителем.
- техническое задание должно помогать на всех этапах проекта, если возникают спорные вопросы.
Отдельно хочется отметить необходимость составления ресурсного плана проекта, где должны быть разграничены зоны ответственности между Исполнителем и Заказчиком по каждому виду работ в рамках проекта. Такой документ позволит избежать двусмысленности и конфликтов при проведении работ («мы думали, это должны делать Вы») Исполнитель и Заказчик четко понимают, каких специалистов для реализации проекта они должны привлекать, на какой срок и в какие календарные даты.
Структура ТЗ с пояснениями
Рассмотрим структуру технического задания для проекта VDI. В этой статье будут даны краткие пояснения про то, какая информация должна содержаться в каждом пункте. Более подробно раскрывать каждый пункт планирую в отдельных статьях цикла про ТЗ. Ссылки на них будут здесь.
1. Общие сведения
Необходимо определить Заказчика, указать название проекта, способ выбора Исполнителя, сроки выполнения проекта, дата начала и завершения. Структура такая:
- Полное наименование Системы и ее условное обозначение
- Сведения о Заказчике и Исполнителе
- Границы проекта
- Плановые сроки начала и окончания работы по созданию системы
2. Назначение и цели создания системы
- Назначение системы. Нужно дать описание создаваемой системы, указать какие именно бизнес-процессы компании будут автоматизированы.
- Цели создания Системы
- Задачи Системы
3. Характеристики объекта автоматизации
Исполнителю необходимо понимать, какие категории пользователей буду мигрировать в систему VDI, с какими типами данных эти пользователи работают (служебные, коммерческая тайна, персональные данные и т.д.). Необходимо понимать, будет ли система VDI делиться на сегменты с разными классами критичности и какие требования к классам критичности предъявляются в компании Заказчика.
Структура такая:
- Краткие сведения об объекте автоматизации
- Класс критичности создаваемой системы
- Определение категории обрабатываемых данных
4. Требования к архитектуре системы
Изучив ТЗ исполнитель должен понимать, какую архитектуру хочет получить Заказчик. В ТЗ её необходимо изобразить хотя бы на логическом уровне. Из архитектуры должно быть понятно территориальное распределение пользователей системы VDI.
5. Зоны ответственности
Описание зон ответственности Исполнителя и Заказчика во время выполнения работ по внедрению. На основании этих тезисов далее составляется и утверждается ресурсный план.
6. Функциональные требования к системе
Стандартный набор требований, берется у VMware или Citrix, в соответствии с редакцией лицензии. Специфические требования Заказчика тоже должны быть указаны. Например, работа со смарт-картами, сложными периферийными устройствами с указанием интерфейсов подключения и т.п.
Отдельно должны быть описаны смежные системы инфраструктуры Заказчика, с которыми будет взаимодействовать система VDI. Смежные системы можно разделить на базовые, бизнес системы, системы информационной безопасности, инфраструктурные.
7. Требования к ИТ инфраструктуре
Самый объемный раздел со следующей структурой
- Общие требования.
- Требования к доступности.
- Требования к режимам функционирования.
- Требования к диагностированию системы.
- Требования к степени централизации.
- Требования к размещению системы.
- Требования к масштабированию.
- Требования к надежности.
- Требования к стандартизации и унификации.
- Требования к показателям назначения (кол-во пользователей, кол-во одновременных сессий, утилизация CPU – RAM – LAN – Storage средняя и в пиках, RPO, RTO и т.д).
- Требования к производительности системы. Здесь должны быть перечислены параметры и их значения, которые будут применяться для оценки производительности системы VDI. Например, время логина в сессию, время запуска приложения 1, скорость печати текста, скорость печати PDF с картинками, скорость сканирования, отображение мультимедиа, качество видеозвонков и т.д.).
- Требования к интеграции с инфраструктурными сервисами.
- Требования к программному обеспечению (помимо лицензий VMware, для функционирования системы VDI требуются лицензии на гостевые ОС, серверные ОС, лицензии для организации кластеров, лицензии на ПО резервного копирования, лицензии на ПО мониторинга, лицензии на СУБД, лицензии для организации балансировки нагрузки. При подготовке ТКП Исполнитель должен понимать, что Заказчик предоставит эти лицензии или их нужно включать в расчет.
- Требования к лингвистическому обеспечению.
- Требования к техническим средствам. Заказчик должен предоставить оборудование для реализации проекта, здесь должен быть его перечень. Исполнитель на этапе подачи ТКП не знает перечень ПО, которое будет установлено в виртуальные машины VDI. Сложно учесть потребление ресурсов агентов антивируса, мониторинга, DLP и т.п. Поэтому необходимо обозначить в ТЗ, что в результате проектирования требования к техническим средствам могут быть скорректированы.
- Требования к СКС
- Требования к поставке оборудования, ПО
- Требования к рабочим местам пользователей
- Требования к доступу с мобильных устройств
- Требования к каналам связи
- Требования к сетевому сегментированию
- Требования к резервному копированию
- Требования к системе виртуализации (включая vSAN)
- Требования к мониторингу
- Требования по сохранности информации при авариях
- Требования к эргономике и эстетике (логотипы компании при загрузке ТК, укладка кабелей ТК, крепление ТК и т.п.)
- Требования к организационному обеспечению (Документы описывающие систему, анализ технического решения Исполнителя от вендора, проверки производительности системы, проверки состояния здоровья системы, регламенты резервного копирования, восстановления, требования к регламентным работам, требования к работам по обновлению, требования к инструкции администратора системы, матрица разграничений ответственности при эксплуатации системы, требования к ролевой модели и т.д.)
8. Требования к информационной безопасности
Взаимодействие со службой безопасности на проектах VDI требует отдельного раздела в ТЗ, т.к. во время реализации новые специфические требования ИБ могут привести к срыву сроков.
- Требования к частной модели угроз и нарушителей информационной безопасности системы
- Требования к техническому решению на обеспечение информационной безопасности системы
- Регистрация значимых событий информационной безопасности
- Обеспечение целостности программной среды
- Защита технических средств, систем связи и передачи данных
- Защита АРМ пользователей
- Требования к защите информации от несанкционированного доступа
- Требования к взаимодействию пользователей с системой
9. Требования к управлению проектом
Заказчик хочет видеть со стороны Исполнителя определенный состав специалистов, которые занимаются управлением проекта. Заказчик может потребовать еженедельных совещаний, отчетных документов и т.п. Эти требования необходимо зафиксировать.
10. Требования к организации пуско-наладочных работ
Пуско-наладочные работы по запуску системы требуют тесного взаимодействия специалистов Заказчика и Исполнителя. Т.к. запуск системы может оказать непосредственное влияние на продуктивные среды Заказчика, необходимо описать правила взаимодействия.
11. Требования к порядку контроля и приемки системы
В этом разделе должны быть описаны критерии оценки и правила, в соответствии с которыми будет производиться приемка работ Заказчиком.
- Состав и содержание работ
- Требования к контролю и приемке системы
- Проведение предварительных испытаний
- Проведение опытной эксплуатации
- Требования к поддержке в рамках опытной эксплуатации
- Проведение приемочных испытаний
12. Требования к результатам работ
Заказчик ожидает определенных результатов от внедрения проекта. Здесь необходимо их перечислить
13. Требования к гарантийному обслуживанию
Заказчик описывает кто и в какие сроки должен осуществлять поддержку составных частей программно-аппаратного комплекса VDI при наступлении гарантийного случая.
14. Требования к численности и квалификации персонала системы и режиму его работы
Система виртуальных рабочих столов является сложной, многокомпонентной системой, требующей команды специалистов для обслуживания. Во время внедрения системы специалисты заказчика должны быть обучены администрированию системы VDI, для этого определяются требования к персоналу.
- Требования к квалификации персонала
- Требования к численности персонала
- Требования к обучению персонала
15. Требование к объему оказываемых услуг
Здесь Заказчик описывает требования к технической поддержке, которую ожидает получить от Исполнителя. Требования к реактивной поддержке, требования проактивной поддержке, требования к работам по заявкам, требования к условиям оказания технической поддержки.
16. Требования к документированию
У Заказчика есть корпоративные стандарты по оформлению документации, описывающей информационную системы. В этом разделе необходимо перечислить требования к документированию.